И только лучшие отраслевые эксперты вынуждены лететь в другой город, где в –40°С остановилась парогазовая установка и срочно требуется их помощь.
Удивительно, но до сегодняшнего дня не существовало специализированной системы для удалённой и коллективной работы промышленных экспертов. Будем честны — использовать электронную почту для совместного поиска дефектов в газовой турбине так же эффективно, как забивать гвоздь поролоном. Но ситуация меняется. К примеру, компания РОТЕК внедрила в собственную систему прогностики ПРАНА функции для создания распределенных экспертных сообществ.
Предотвращение аварий и повышение эффективности промышленного оборудования – главное предназначение системы ПРАНА. В течение пяти лет ее разрабатывала команда опытных энергетиков, математиков и программистов. Сегодня она защищает от аварий уже 3 ГВт генерирующего оборудования.
Михаил Лифшиц, председатель совета директоров РОТЕК, отмечает, что именно тесное сотрудничество с заказчиками позволило создать эффективный инструмент для решения отраслевых задач. В результате ПРАНА стала первой в России индустриальной системой прогностики, которая была введена в эксплуатацию на действующих электростанциях. И одной из лучших в мире.
«Существующие сегодня в мире системы прогностики используют две методики: статистическое моделирование или работу с большими данными. Мы смогли объединить два подхода», – объясняет преимущество ПРАНЫ Михаил Лифшиц.
При подключении к системе каждой новой единицы оборудования создается ее цифровой образ – набор математических моделей, описывающих идеальное поведение в различных режимах эксплуатации. Система ежесекундно сравнивает текущее состояние оборудования с моделью. И в случае возникновения отклонений автоматически выстраивает 10 параметров, вносящих наибольший вклад в изменение технического состояния. Далее в работу включаются специалисты, использующие экспертные модули, которые позволяют выработать необходимые рекомендации на основе гигантского массива (уже более полутора миллионов часов) ранее обработанных данных.
В ситуационном центре РОТЕК сегодня работают эксперты по всем узлам оборудования, подключенного к системе прогностики. Среди них есть как «ветераны» с десятками лет стажа, так и перспективная молодежь, в т. ч. кандидаты наук. К центру подключено 80 установок – газовые и паровые турбины, дожимные компрессоры, котлы-утилизаторы, генераторы.
Компании, чье оборудование подключено к системе ПРАНА, получают не просто круглосуточный мониторинг или сообщения «об отклонениях», а полноценную экспертную поддержку. За время коммерческой эксплуатации уже предотвращено более 150 инцидентов. И если раньше доступ к данным имели только эксперты РОТЕК, то теперь заказчики получили возможность подключать к системе и своих авторизованных коллег. Конечно же, по защищенным каналам связи. Система вышла на принципиально новый уровень – впервые в промышленности экспертный центр может быть распределенным.
«Мы создали платформу для организации распределенных экспертных коллективов. На одной из ТЭЦ может работать опытный турбинист, в тысяче километров от него – блестящий «вибрационщик», в другом месте – лучший в стране котельщик. Теперь ПРАНА позволяет объединить уникальный опыт и знания не только наших экспертов, но и лучших специалистов заказчика. Так они будут полезны не только станции, на которой работают, но и всей компании», – подчеркивает Михаил Лифшиц.
Участники корпоративных экспертных сетей получают удаленный доступ к данным о работе машин, отчетам, графикам и другим результатам аналитики – с помощью мобильных приложений, защищенных чатов, конференц-связи и тонкого клиента. Математический аппарат системы прогностики берет на себя всю работу по анализу сырых данных, а от экспертов требуется принять решение и выдать рекомендации станционному персоналу. Так ПРАНА объединяет экспертов из разных городов, филиалов и подразделений «без отрыва от производства». Именно такие технологии делают промышленную экспертизу глобальной. То есть осуществляют прорыв.
Источник: газета «Энергетика и промышленность России»