Подписаться на новости



Закрыть
26 сентября 2015 года Интервью Михаила Лифшица Областной газете (Екатеринбург)

27 сентября машиностроители России отмечают профессиональный праздник. Один из лидеров отечественного энергетического машиностроения «Уральский турбинный завод» (УТЗ, входит в холдинг «РОТЕК») в этом году завершил строительство энергоблока на ТЭЦ-4 в монгольской столице Улан-Баторе. Этот проект стал крупнейшей энергетической стройкой Монголии за последние 20 лет, а для УТЗ — первой за десятилетие экспортной поставкой турбин нового поколения за пределы СНГ. На вопросы «ОГ» ответил председатель совета директоров УТЗ Михаил Лифшиц.

Без заголовка.jpg

— Михаил Валерьевич, как складывается ситуация в энергетическом машиностроении?

— Госпрограмма по договорам о предоставлении мощности (программа, созданная для стимулирования генерирующих компаний к строительству новых энергоблоков. — Прим. «ОГ»), которая действовала последние 5–6 лет, подстегнула прогресс в области производства новых машин, обновились основные производственные мощности. Поэтому состояние заводов на сегодня неплохое.

Но программа развития энергетики составлялась из расчёта развития экономики, а экономика растёт не совсем с той скоростью, которая прогнозировалась. В итоге мы имеем избыточное предложение мощности на рынке электроэнергии в объёме примерно 15–20 гигаватт, или 6–8 процентов. Кроме того, состояние самих генерирующих компаний — потребителей нашей продукции — сейчас крайне затруднительное. Кредиты на приобретение нового оборудования надо обслуживать, многие кредитовались валютой, а тарифы на электрическую и тепловую энергию — фиксированные и в рублях. Поэтому, несмотря на то, что состояние заводов сегодня неплохое, прогноз не самый радужный.

По моей оценке, российский рынок в перспективе должен быть более ориентирован на модернизацию установленной мощности, нежели на строительство новых энергоблоков.

— Насколько отечественные машиностроители могут заменить в энергетике продукцию иностранных концернов?

— Единственная позиция в энергетическом оборудовании, по которой в России нет собственного продукта, — это тяжёлые газовые турбины. При этом у нас в стране очень высокая концентрация и компетенций, и мощностей для организации их производства. Но нет системного спроса. Чтобы запускать любой продукт машиностроения в производство, нужно понимать прогноз его сбыта хотя бы в горизонте 10 лет.

— Чем может помочь государство в развитии энергомашиностроения?

— Помощь государства нужна прежде всего для каких-то прорывных, новых, ещё не закрепившихся на рынке технологий. Я имею в виду проектное финансирование. Мы, например, активно пользуемся предоставляемой государством поддержкой в форме субсидирования процентных ставок по кредитам под новые проекты. Спасибо Минпромторгу России и Фонду развития промышленности.

Помощь нужна, на мой взгляд, и в тех случаях, когда есть прямая конкуренция с импортной продукцией. В частности, механизмы субсидирования процентных ставок по кредитам могут переводить нас на рынке в примерно равную позицию с иностранными компаниями. Ведь если любой мой западный конкурент, заходя на новую производственную площадку или в новый проект, может взять деньги в три раза дешевле, то я уже заранее нахожусь в позиции ограниченной конкурентоспособности.

— Ваше предприятие недавно реализовало крупный проект в Монголии, который был признан лучшим российским экспортным проектом. Над какими ещё крупными проектами работаете?

— У нас в планах продолжить работу с Монголией. Также сотрудничаем с Казахстаном, в этом году на казахских ТЭЦ уже введены в строй три наши турбины, ещё одна должна быть введена до конца года. Мы выполнили небольшой, но интересный проект в Сербии, сейчас участвуем в тендерах на модернизацию белорусских ТЭЦ и строительство геотермальных электростанций в Африке.

Среди наших российских проектов крупнейший — изготовление турбины мощностью до 335 МВт для реконструкции энергоблока ТЭЦ-22 Мосэнерго. Это будет самый мощный теплофикационный турбоагрегат в мире. Мы надеемся, что он станет флагманом новой линейки наших продуктов и позволит обновить генерирующие мощности Москвы и других крупных городов.

Справка «ОГ»

В Москве работают 47 паровых турбин УТЗ. Их суммарная мощность — 7 тысяч 820 МВт (63 процента от установленной мощности Мосэнерго). Они обеспечивают электроэнергией и теплом 12 миллионов жителей столицы.

image003.jpeg

  • Смотрите также: