Подписаться на новости



Закрыть
Пресса о нас Как тебе такое, Илон Маск: Россия испытывает первый пассажирский электролет в мире
Комсомольская правда

Эксперты утверждают, что отказ от керосина порадует не только экологов, но и клиентов авиакомпаний - полеты станут дешевле


Старый добрый Як-40 первым полетит с достаточно мощным электро-мотором. Фото: Татьяна КРАВЧЕНКО/Российская газета

Это событие почти не обсуждали в соцсетях. И в топе популярных новостей его не было. Между тем эксперты говорят, что оно может приблизить тот день, когда вслед за электромобилями появятся и электросамолеты. И не маленькие, на пару кресел - в качестве экзотики, а такие, которые активно используются на пассажирских линиях.

Что испытывают в России

Дело было в начале этого февраля в Новосибирске. Небольшой самолет Як-40 уверенно прокатился по припорошенному снегом аэродрому Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Машина, когда-то специально разработанная для местных авиалиний, используется в качестве летной лаборатории в проекте по созданию воздушного судна, аналогов которому пока нет в мире. Летать оно должно на гибридной установке, в состав которой входит электромотор, либо чисто на электричестве. На февральских испытаниях Як-40 и бегал с электродвигателем — проверялась, пока на земле, его корректная работа вместе с другими системами самолета.

Оставим непонятные большинству умные слова, которыми полны пресс-релизы по этому поводу. В чем прорыв, если по-простому?

-У нас создан электродвигатель, в котором использован принцип высокотемпературной сверхпроводимости. Что это означает? Более высокий КПД установки. При одной и той же массе батареек наш самолет или вертолет улетит дальше, - объясняет «на пальцах» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

За рубежом электролеты существуют с 2014-2016 годов — тут мы не пионеры. Но это все маленькие машинки на несколько человек (Як-40 на 30 мест в сравнении с ними - гигант), для очень коротких полетов — см. «Справку «КП». Российский же сверхпроводящий электродвигатель вполне позволит взлететь самолетам и вертолетам для пассажирских линий — как минимум, местных. А также частично перевести на электротягу и более серьезные самолеты.

Остается вопрос — когда все это будет? И если будет, что нам-то с этого, простым пассажирам? Мало ли в какие инновации у нас вкладываются государственные деньги, из которых потом ничего толком не выходит...

Когда полетим без керосина

Переход на электричество — будущее авиации, деваться от этого некуда, - убеждают меня эксперты. Возможности по совершенствованию традиционных авиадвигателей почти исчерпаны — с учетом того, что надо снижать уровень вредных выбросов и шума.

-При использовании электрической силовой установки даже самые перспективные нормы по уровню выбросов и шума можно будет выполнить с запасом, - рассказывает Олег Пантелеев. - Еще не так давно казалось, что автомобили — редкостная экзотика, которая как в самом начале 20 века появилась, так там где-то в 20-30-х годах и осталась. Но нет, сейчас электромобили — совершенно нормальное, «живое» решение, я сам - владелец двух штук. Что касается аккумуляторов, пригодных для самолетов, то мы видим серьезный прогресс - буквально за несколько лет удалось значительно увеличить ёмкость батарей и снизить стоимость кВт-часа.

Отечественная программа испытаний предполагает, что демонстрационные образцы и технологии для создания полностью электрического самолета/вертолета будут разработаны к 2025 году. Как тебе такое, Илон Маск?

-Пока, прямо сегодня, рациональнее использовать так называемую гибридную схему. Когда на борту самолета стоит и генератор (например, бензиновый или дизельный двигатель, использующий авиационный керосин), и система промежуточного хранения энергии (аккумуляторные батареи). К тому же еще нет наработанного опыта эксплуатации электромоторов, позволяющего доверить им без подстраховки жизни пассажиров, - высказал «КП» свое мнение заслуженный машиностроитель России, председатель Совета директоров АО «РОТЕК» Михаил Лифшиц.

Отечественная разработка, которая сейчас тестируется, как объясняют эксперты, может ускорить и появление таких самолетов-гибридов — где будет и электромотор с аккумулятором, и более традиционный двигатель. Грубо говоря, чтобы в небо только на электромоторах поднялся среднемагистральный или дальнемагистральный самолет, по прогнозам, потребуется еще в районе десятилетия (с учетом как наших, так и всех зарубежных наработок). А такой же самолет на гибридной установке может взлететь уже, как говорится, завтра.

Надо ли ублажать Грету Тунберг

Снижение выбросов — дело, конечно, хорошее. Но довольно многие пассажиры с удовольствием предложили бы оплачивать эти заботы экоактивистам типа Греты Тунберг. Большинство же моих знакомых на все рассказы о техническом прогрессе реагирует так: здорово, а что с ценами на авиабилеты будет?

По прогнозам Центрального института авиационного моторостроения им. Баранова (один из разработчиков нового авиадвигателя и гибридной установки на его основе), переход на электротягу поможет снизить стоимость авиаперевозок примерно на 20%.

-Стоимость обслуживания электрического двигателя ниже, чем поршневого или турбовинтового, - подтверждает Олег Пантелеев. - Да, за приобретение аккумуляторной батареи большой ёмкости нужно будет заплатить большие деньги. Но во время эксплуатации самолету реже будет требоваться техническое обслуживание и ремонт силовой установки. И сам ремонт будет менее трудоёмкий.

Сократить затраты позволят и гибридные установки.

-Гибридная схема дает возможность уже сегодня экономить до 20% топлива, - говорит Михаил Лифшиц.

Эти электросамолеты уже существуют


Airbus E-Fan.

Airbus E-Fan

Двухместный, разрабатывался как тренировочный для отработки фигур высшего пилотажа. Впервые поднялся в воздух в 2014 году. Продолжительность полета - не более часа.


Extra 330LE.

Extra 330LE

Тоже двухместный, на двигателе от компании Siemens. Первый полет совершил в 2016 году, может находиться в воздухе около 20 минут.


Magnus eFusion.

Magnus eFusion

Двухместный самолет с электромотором от Siemens, разработка венгерской компании. Первый полет прошел 11 апреля 2016 года. Получил награду на выставке Aero 2016, самом крупном и престижном авиашоу Европы. В мае 2018 года очередной экспериментальный полет закончился катастрофой, пилот и пассажир погибли.

sun+_flyer.jpg
Sun Flyer.

Sun Flyer

Учебный самолет на 2 - 4 человека, детище американской компании Aero Electric Aircraft. Может находиться в воздухе до трех часов.

Первые испытания состоялись в 2018 г.


Alice.

Alice

На 11 мест (2 члена экипажа и 9 пассажиров), способен преодолевать до 1000 км, израильская разработка на основе трех электромоторов от Siemens. Предположительно будет сертифицирован в конце 2021-го или в 2022 году.

Один из вариантов использования - воздушное такси.

ecaravan.jpg
eCaravan

eCaravan

Американский электросамолет на базе Cessna 208B Grand Caravan, рассчитанный на 10 - 14 пассажиров. Первый испытательный полет в 2020 году длился около получаса. В электроварианте сможет перевозить 5 пассажиров на расстояние до 160 км.

Прогнозы

Три крыла и аккумулятор: на чем предстоит летать в будущем

Академик РАН, зампредседателя Союза машиностроителей Борис АЛЕШИН (из выступления на форуме гражданской авиации NAIS 2021):

- Я бы помечтал, каким будет гражданский самолет будущего. Безусловно, реактивным. Безусловно, у него будут два свободных крыла и фюзеляж станет несущим крылом третьим. Будет капсульная система загрузки груза, да и сами пассажиры разместятся в специальной капсуле. А смешанная или электрическая тяга, безусловно, придет на смену в топливном обеспечении.

Заслуженный машиностроитель России, председатель совета директоров АО «РОТЕК» Михаил ЛИФШИЦ:

- Электродвижение в авиации - это уже не будущее, а настоящее. Но ошибочно утверждать, что вся она станет полностью электрической. Как и во всем остальном, авиация будет многоукладной.

Источник: Комсомольская правда

  • Смотрите также: