Закрыть
25 октября 2018 года В «Сколково» представили проект «Альбатрос» - вокруг света на энергии солнца

25 октября в Технопарке «Сколково» состоялась презентация проекта «Альбатрос» по созданию самолета с электрической силовой установкой, способного на солнечной энергии совершить беспосадочный полет вокруг Земли. Проект представили его руководитель Михаил Лифшиц и известный российский путешественник Федор Конюхов. Гибкие солнечные модули и гибридная система накопления энергии для самолета разработаны резидентом «Сколково» — компанией «ТЭЭМП».

MG_6504-Albatros-_-prezentatsiya.jpg

Авторы проекта «Альбатрос» планируют совершить в 2020 году первый в мире беспосадочный кругосветный полет на энергии солнца. Для постройки самолета уже создана первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики. Представленная сегодня в «Сколково» лаборатория, во время рабочих полетов в различных климатических зонах России, соберет уникальные данные о работе солнечных модулей и гибридной силовой установки на основе суперконденсаторов и литий-ионных батарей.

Авторы проекта - председатель Советов директоров АО «РОТЕК» и ООО «ТЭЭМП» Михаил Лифшиц и писатель, художник, известный российский путешественник Федор Конюхов, ранее уже облетевший Землю на воздушном шаре. Именно он станет пилотом самолета, который совершит рекордный полет вокруг Земли.

MG_6444-Albatros-_-prezentatsiya.jpg

Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров АО «РОТЕК», руководитель проекта «Альбатрос»: «Кругосветный перелет на энергии солнца — это амбициозная задача, на пути к которой мы разработаем целый комплекс технологических решений. И первая в мире летающая лаборатория в области фотовольтаики — важнейший этап в этом процессе. Есть вопрос, сколько энергии мы соберем в летательном аппарате в разном его положении по отношению к солнцу, в разных широтах и в разное время суток, в разных условиях подстилающей поверхности. Системного ответа на этот вопрос нет. Чтобы спроектировать самолет правильно, нужно иметь расчетную базу. Для этого мы и сделали летающую лабораторию, этот этап нашего проекта уже уникален сам по себе».

MG_6432-Albatros.jpg

Фёдор Конюхов, путешественник и пилот проекта «Альбатрос»: «Небо, пятый океан, покоряется самым умелым, поэтому кругосветный перелёт — это непростая задача даже для опытного пилота. Мы планируем испытательные полёты в Подмосковье, Приэльбрусье, других регионах России, что позволит мне получить необходимый опыт пилотирования и провести испытания техники. Впереди у нас много работы!»

Резидент «Сколково» - компания «ТЭЭМП» разработала в рамках проекта гибкие солнечные модули и гибридную силовую установку, основанную на литий-ионных аккумуляторах и суперконденсаторах собственного производства.

Сергей Курилов, генеральный директор компании «ТЭЭМП»: «Гибкие солнечные модули с КПД больше 22% способны улавливать как прямой, так и отраженный солнечный свет. Именно такими модулями оснащена летающая лаборатория. Кроме того, мы проводим испытания высокоэффективных гибридных накопителей энергии на основе литий-ионных аккумуляторов и суперконденсаторов «ТЭЭМП». И в результате получим технологии создания электрического силового агрегата для различных применений — от автономной авиации до робототехники».

Олег Дубнов, Вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково»: «Такой амбициозный проект, как кругосветный полет на инновационном транспортном средстве, мог появиться только в очень сплочённом коллективе целеустремленных и увлеченных профессионалов. Тем приятнее отметить, что не обошлось без «Сколково», ставшего площадкой для знакомства и взаимодействия таких разных и ярких людей. Важно отметить, что проект «Альбатрос» основан на разработках, ранее поддержанных Фондом «Сколково». Накопители «ТЭЭМП» - прогрессивные высокоэффективные солнечные панели - когда-то были лишь идеей, появившейся на площадках «Сколково». А сейчас это готовые, конкурентоспособные продукты, востребованные на традиционных рынках в энергетике и транспорте, как в России, так и за рубежом. Проект «Альбатрос» важен для продвижения инновационных продуктов, популяризации «зеленых технологий». В перспективе же мы видим за «Альбатросом» и самостоятельный продукт для рынков, ведь не случайно мировые гиганты Google, Amazon ищут платформы для оказания услуг «с воздуха».

Летающая лаборатория, представленная в «Сколково», создана на платформе самолета Stemme S12 и имеет следующие характеристики:

  • максимальная взлетная масса - 900 кг;
  • размах крыльев - 25 м;
  • площадь крыльев - 19,95 кв метров;
  • максимальная скорость - 259 км/ч.

Гибкие солнечные модули установлены на верхней и нижней поверхностях крыла, крышках шасси и верхней части фюзеляжа летающей лаборатории. На воздушном судне также размещен суперконденсаторный накопитель энергии, который защищает литий-ионные аккумуляторы от повышенных нагрузок, преждевременного износа и теплового разгона. В качестве тестового потребителя в кокпите установлен электрический обогреватель, который позволяет поддерживать комфортную температуру внутри самолета при длительных полетах на больших высотах.

Предполагается, что кругосветный полет пройдет на высоте 12-14 км, средняя скорость составит 210 км/ч. Самолет преодолеет 35 тыс. км за 150 часов — пролетит над территорией Австралии, Новой Зеландии, Чили, Аргентины, Бразилии и Южной Африки. 80% полета будет проходить над акваториями Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Успешная реализация проекта станет стимулом для развития новой авиации, основанной на электрических системах движения. Разработанные в ходе проекта технологии позволят создать, в том числе, автономные летательные аппараты («атмосферные спутники»). Они могут применяться для организации сетей связи, высококачественной съемки земной поверхности, мониторинга лесов, сельскохозяйственных земель, трубопроводных систем и других объектов инфраструктуры.

Справочная информация

АО «РОТЕК» — компания, в сферы деятельности которой входят: система прогностики состояния промышленного оборудования «ПРАНА», проектирование, инжиниринг и генподряд при строительстве объектов энергетики и инфраструктуры, разработка и производство высокоэффективных систем хранения и накопления энергии на основе суперконденсаторов, изготовление, модернизация и обслуживание основного и вспомогательного энергетического оборудования. Сайт: www.zaorotec.ru

Товарищество энергетических и электромобильных проектов (ТЭЭМП) - российский разработчик систем хранения и накопления электроэнергии. Компания образована в 2011 году. Является резидентом Фонда «Сколково» и ведет исследовательскую деятельность на территории Инновационного центра. Предложенная компанией ТЭЭМП оригинальная конструкция плоского единичного элемента в ламинированном корпусе позволила создать суперконденсаторные модули с рекордными для глобального рынка показателями. На основе суперконденсаторов компания разработала уникальную всепогодную систему гарантированного электропуска тяжелых машин.

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная по инициативе президента РФ в сентябре 2010 года. Цель Фонда - создание экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований в областях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, биомедицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. На Фонд возложены функции управления Инновационным центром «Сколково», деятельность которого регулируется специальным законом, предоставляющим особые экономические условия стартапам, прошедшим специальную внешнюю технологическую экспертизу (сейчас их более 1800). В 2017 году выручка компаний-участников «Сколково» составила 79 млрд рублей, совокупная выручка за 8 лет существования проекта достигла 250 млрд рублей. В стартапах работает около 30 тыс. человек, из них более 5 тыс. на территории «Сколково». Запатентовано более 1300 разработок и технологических решений. Важной частью экосистемы «Сколково» является исследовательский университет – Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), созданный и функционирующий при поддержке Массачусетского технологического института. Строительство инфраструктуры ИЦ «Сколково» за счет федерального бюджета завершено (построены Технопарк, Университет, Гимназия, дорожная и инженерная инфраструктура).Введено в эксплуатацию около 500 тыс. кв. м. В ближайшие 3 года эта цифра удвоится. 

  • Смотрите также: