16 июня 2016 года на Балтийском заводе состоялся торжественный спуск на воду головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220. Теперь ледокол будут достраивать у причальной стенки, на судно установят, в том числе, и две паровые турбины, оборудование для которых изготовлено Уральским турбинным заводом (холдинг РОТЕК).
В церемонии спуска на воду первого в постсоветской истории России атомного ледокола приняли участие спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Уральский турбинный завод представлял председатель Совета директоров Михаил Лифшиц.
Фото: Балтийский завод / Никита Грейдин
«Арктика» - головное судно в серии ледоколов принципиально нового класса, которые обеспечат России круглогодичную навигацию в арктических морях. Будучи самым большим и мощным ледоколом в мире, он способен пробивать лед толщиной до 3 метров и проводить суда грузоподъемностью до 100 тысяч тонн. Особенность атомохода данного типа в том, что он является двухосадочным ледоколом: при глубокой осадке способен проламывать толстые океанские льды, при мелкой – работать в руслах рек, тем самым замещая собой сразу два судна.
Высокую маневренность судну и возможность варьировать мощность обеспечивает применяемая на ледоколе атомная турбо-электрическая установка нового типа. На Уральском турбинном заводе были разработаны и изготовлены турбины низкого давления и конденсаторы для двух паровых турбин этой установки. Именно они будут приводить в движение гребные винты ледокола.
Провести испытания и передать судно заказчику — ФГУП «Атомфлот» — планируется до конца 2017 года. Параллельно ведется работа над серийными ледоколами проекта 22220 «Сибирь» и «Урал». Оборудование паровых турбин для этих атомоходов также изготовит Уральский турбинный завод.
Справка:
Изначально Уральский турбинный завод проектировался под изготовление турбин для морских судов, параллельно в ходе строительства освоив производство паровых теплофикационных турбин. На заводе выпускались судовые турбины мощностью 16 и 22 МВт – всего 69 агрегатов. В 1951 году коллектив работников завода был награжден Государственной премией за кардинальное совершенствование технологии серийного производства мощных турбин (так тогда обозначили судовые турбины). В настоящее время стратегия предприятия предусматривает развитие производства оборудования для энергоустановок морских судов наряду с производством паровых турбин для электростанций, которые являются сейчас основной продукцией УТЗ.