Минэнерго предлагает установить минимальный показатель локализации производства оборудования, используемого в рамках программы модернизации российской электроэнергетики, на уровне 90%. Чиновники объясняют это необходимостью обеспечить энергобезопасность страны при дальнейшей эксплуатации ТЭС. Инициатива Минэнерго способна дать толчок развитию отечественного машиностроения, говорят эксперты, но подход в отношении локализации различных видов оборудования должен быть разным.
– Заказчик в условиях договора на поставку мощности находится в клещах между желанием иметь современное и надёжное оборудование, желательно российского производства, и очень жёсткими штрафами за несвоевременный ввод или отсутствие поставки мощности по ДПМ. Эти штрафы выхолащивают стремление генерирующих компаний развивать инновационные продукты и подталкивают их к покупке проверенного референтного оборудования.
Любой новый продукт, произведённый в России, по определению нереферентен. В сегодняшней системе координат все риски по его внедрению лежат на покупателе. Государство как регулятор отрасли и отечественные машиностроители могут убеждать покупать российское, но заказчик будет всеми силами стараться купить импортные машины, да ещё и по демпинговым ценам.
Самое лучшее, что здесь можно сделать, – ввести режим опытно-промышленной эксплуатации на передовое российское оборудование на три года, освободив генераторов от штрафов на объекты ДПМ, где применены новые разработки. Это будет реальная помощь всем – и энергетикам, и машиностроителям.
Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров «РОТЕК»
Источник: журнал «Энергия без границ»