Сделать поезда городским транспортом мечтали еще в конце XIX века. Но строить начали только в 1931 году, когда трамваи перестали справляться с потоком пассажиров. Добровольцы практически вручную пробивали грунт, и спустя четыре года открылась первая линия — 13 станций от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую».
Длина дистанции составляла немногим более 11 километров. К 2015 году общая протяжённость линий выросла до 327,5 километров.
На станциях и в переходах Московского метрополитена 704 эскалатора. Самый длинный эскалатор расположен на станции «Парк Победы» (высота подъёма — 63,4 м).
Сегодня доля Московского метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. В среднем ежедневно услугами метрополитена пользуются более 7 миллионов пассажиров, а в будние дни этот показатель превышает 9 миллионов. Это наивысший показатель в мире.
Ежедневно по 12 линиям метрополитена пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает более 5 тысяч, из которых формируется более пятисот составов. В Московском метрополитене используется подвижной состав пяти поколений, идёт постоянное обновление парка вагонов. Среди последних новинок — поезда со сквозным проходом. Чтобы попасть из «головы» в «хвост» и обратно не придется переходить из вагона в вагон.
В 2017 году появятся вагоны с зарядками для телефонов. Предусматривается возможность дооснащения составов системой автоматизированного ведения, полностью без машиниста. Массовая замена привычных вагонов в метро начнется через два года. Полностью старый парк поездов планируется вывести из обращения к 2025 году.