Отечественные комплектующие занимают свое место в машинах General Electric.
На фоне тревожных новостей, сотрясавших отрасль и экономику в конце мая этого года, сообщение РИА Новостей о начале комплектования турбин General Eclectic 6FA российскими компонентами прошло малозамеченным. Тем не менее это событие для отечественной энергетики едва ли стоит недооценивать.
Речь шла о российском производителе, который в 2018 году заявил о себе на рынке комплектующих энергетических турбин, запустил первое и единственное в стране производство высококачественных сварных сотовых уплотнений – деталей, без которых не обходится ни одна современная газовая турбина. Ввиду требований повышения эффективности и экономичности «сотой» стал оборудоваться и парк паровых генерирующих турбин, а также турбокомпрессоры.
Компания РОТЕК, организовавшая в Подмосковье производство сотовых уплотнений, смогла занять нишу, прежде заполнявшуюся продукцией из Великобритании, США и Китая. После поставок уплотнений в Индонезию для газовой турбины Rolls-Royce RТ61 в 2019 году РОТЕК открыл вторую производственную линию и расширил номенклатуру выпускаемых уплотнений с учетом потребности рынка по всем основным типам генерирующих и авиационных турбин.
Первая партия «соты» для одной из самых распространенных машин General Electric 6FA была изготовлена на производственной линии с автоматизированной системой оптического контроля геометрии ячейки и сварной точки. Российское подразделение швейцарской компании Sulzer провело монтаж сотовых уплотнений, заменив отслужившие свой срок компоненты, произведенные в США, на «соту» РОТЕК. Несмотря на то, что технология производства уплотнений была разработана компанией самостоятельно (на мировом рынке невозможно ее просто купить), качество готового продукта полностью соответствует требованиям, предъявляемым к компонентам газовой турбины и не уступает продукции завода-изготовителя.
Руководитель производственного дивизиона РОТЕК Валерий Иванов сообщил: «Освоение продукта было непростым, учитывая требования General Electric и заказчика, но опыт, полученный при освоении производства соты для авиадвигателя ПД 14 (будет устанавливаться на среднемагистральном пассажирском самолете МС-21), позволил провести работы в сжатые сроки».
Современные сотовые уплотнения способствуют повышению надежности и эффективности не только на ТЭЦ и АЭС. Роль этих компонентов и эффект от их применения в составе газоперекачивающих агрегатов (ГПА) компрессорных станций, не раз отмечалась и руководством Газпрома. Начальник Управления ПАО «Газпром» к.т.н. Сергей Перевезенцев в журнале «Газовая промышленность» (№12, 2018 г.), в частности, приводил в пример преимущества сотовых уплотнений, опыт использования которых показал их эффективность, значительный экономический эффект, а также надежность в эксплуатации и ремонтопригодность (Рис. 1).
В этом же материале начальник департамента импортозамещения ПАО «Газпром» Павел Крылов подчеркивал, что создание конкурентоспособного инновационного оборудования в рамках концепции импортозамещения и повышения эффективности и надежности эксплуатации газоперекачивающих агрегатов (ГПА), представляет для ПАО «Газпром» одну из актуальных задач в свете стратегии перспективного развития энергетического машиностроения. Профильные руководители из газовой монополии знают, о чем говорят; количество ГПА, эксплуатирующихся компанией, превышает 1,5 тысячи единиц, а число узлов уплотнений в каждом агрегате от 8 до 10 шт. (без учета нагнетателей).
Вопреки периодически возникающим громким заявлениям, сегодня сложно похвастаться большим количеством российских технологических компаний, способных конкурировать на мировом рынке и сокращать зависимость от импортных поставок, крайне осложнившихся после 2014 года. РОТЕК, производящий современные сотовые уплотнения, – одна из них. И начало сотрудничества по комплектации турбин General Electric можно рассматривать как еще один шаг на пути к созданию отечественной газовой турбины большой мощности.
Источник: Энергетика и промышленность России