ОАО «РЖД» – одна из немногих российских корпораций, которая занимается активным внедрением энергоэффективных технологий. Это хорошо видно на примере использования суперконденсаторных систем в локомотивах. Несмотря на то, что технология давно известна, а мировой рынок суперконденсаторов быстро растет (так, по некоторым оценкам, в 2020 г. его объем составил $887 млн, а к 2026 г. превысит $1,8 млрд), Россия находится в позиции догоняющей. Этому есть масса причин – начиная от традиционного скепсиса в отношении экономии ресурсов и заканчивая огромной бюрократией, которую надо пройти, чтобы внедрить новые решения в существующую транспортную инфраструктуру.
И у РЖД получилось сделать первые шаги: за последние несколько лет свыше 1300 маневровых тепловозов ТЭМ18Д, ТЭМ18ДМ, ЧМЭ3, ЧМЭ3Б, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э, 2ТЭ10М были оснащены системами автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ) на основе суперконденсаторов, которые позволяют мгновенно выдать ток большой мощности, обладают огромным ресурсом и не требуют технического обслуживания на всем жизненном цикле. Применение технологии особенно актуально в холодное время года, когда прогрев тепловозов осуществляется при работающем дизель-генераторе на холостом ходу, что приводит к крайне неэффективному расходу ресурсов. Помимо существенной экономии на топливе, увеличивается ресурс тягового оборудования и снижается негативное влияние на окружающую среду.
Решение на основе суперконденсаторов позволяет снизить общий расход топлива дизеля на холостом ходу до 50% и может применяться на магистральных, маневровых локомотивах, строительной, ремонтной и снегоуборочной железнодорожной технике.
Другое важное направление – создание гибридных маневровых тепловозов с применением суперконденсаторов. Оно включено РЖД в список наиболее перспективных в рамках развития подвижного состава. Преимущества комбинированной системы энергоснабжения электропоездов на основе Li-Ion аккумуляторов, суперконденсаторов в опциональном сочетании с дизель-генераторной установкой особенно хорошо раскроются на участках, которые не оборудованы сетью питания: можно будет существенно сэкономить на использовании традиционных тепловозов.
Развитие зеленых технологий и их внедрение в железнодорожной отрасли во время экономического спада не остановится, но в то же время ожидается сдвиг вправо по старту реализации данных решений.
Автор: Сергей Агеев, генеральный директор компании «ТЭЭМП» (входит в холдинг «РОТЕК»)
Источник: РЖД-Партнер