Закрыть
26 ноября 2018 года У конструкторской мысли рамок нет
Интервью главного конструктора Уральского турбинного завода

В ноябре завершилась отгрузка турбины Тп-115/130-12,8 для реконструкции Минской ТЭЦ-3. Это турбина нового поколения, созданная на замену самой массовой серийной турбине УТЗ — Т-100. Машина разработана с использованием новых инструментов расчета и современных материалов. Инновационный подход стал для завода повседневной практикой, отмечает главный конструктор Тарас Шибаев. Каждый проект, наряду с проверенными и опробованными решениями, требует новых, зачастую нестандартных решений. О них мы и попросили рассказать Тараса Леонидовича.

- Для турбины Минской ТЭЦ-3 мы полностью переработали конструкции всех цилиндров, их опор, роторов, узлов парораспределения и лопаточного аппарата. Мы отказались от регулирующей ступени, вместо которой был внедрен запатентованный нами регулирующий отсек. Ротор среднего давления выполнили цельнокованым, на его ступенях применили новые хвостовики грибовидного типа. Все это в комплексе позволит увеличить максимальную мощность турбины, улучшить показатели экономичности и надежности, сократить стоимость её жизненного цикла.

- Какие проекты сейчас находятся в работе?

- Мы заканчиваем разработку проекта модернизации турбины ПТ-80 – турбины ПТ-100. Собственно, от старой конструкции осталась только корпусная часть цилиндра низкого давления. Цилиндр высокого давления, проточная часть цилиндра низкого давления полностью нами переработаны. Турбина будет превосходить по своим техническим характеристикам старую: мощность турбины увеличится с 80 до 110 МВт, обеспечен производственный отбор пара с более широким диапазоном эксплуатационных нагрузок, повышена тепловая нагрузка.

- За счет чего достигнуто изменение параметров турбины?

Пользуясь новыми методиками расчетов, в том числе углубленными методами математического моделирования мы смогли выполнить глубокую детальную проработку начиная от расчетов тепловых балансов и заканчивая комп ле к сными междисциплинарными расчетами. Сегодня мы гораздо точнее можем определять коэффициенты запаса и более оптимально находить форму и геометрию проточной части турбины с точки зрения технологичности конструкции и ресурса. К примеру, в этой турбине мы использовали нашу конструкцию диафрагмы венцового типа, которая позволяет без использования большого количества сварных соединений создавать диафрагмы с очень высокой точностью выходной площади.

- Турбоустановка будет «вписана» в существующий зал?

Да, и в этом кроется определенное противоречие. С одной стороны, выполняя модернизацию, мы должны не просто восстановить парковый ресурс турбины, а обеспечить улучшение технико-экономических параметров (мощности, величины отбора пара и т.д.). При этом ПТ-100 будет установлена на существующий фундамент, более того, возможно с использованием корпусов подшипников старой турбины. Скажу больше, задача вписать новое в существующее всегда встает в ходе проектов модернизации. Скажем, сейчас мы приступаем к разработке турбины ПТ-60 для архангельского ЦБК. Сама по себе турбина практически является серийной: конкретно в этом виде мы будем изготавливать её второй раз, а если иметь в виду всю серию, то в пятый. и нам также предстоит решить задачу встроить нашу конструкцию в существующую ячейку в условиях действующего машинного зала и рядом с работающим оборудованием. Поэтому в нашей работе серийности не бывает, каждый раз это уникальная задача.

- Вы готовы предложить новые разработки в рамках предстоящей масштабной программы ДПМ-2?

- Мы готовы сегодня предложить новые решения. Скажем, по тем же турбинам серии Т-100 это будет совершенно иное поколение технических решений, которые серьезно повышают эффективность работы собственно турбин. но, к сожалению, генерирующие компании зачастую не готовы рассматривать инновационные решения. и дело даже не столько в стоимости таких проектов, сколько в опасениях перед новым оборудованием. Ведь за срыв сроков поставки мощности отобранной по ДПМ-2 генераторы будут нести огромную финансовую ответственность, которая несоизмерима со стоимостью самого оборудования. и это самый главный тормоз для инновационных решений по ДПМ-2.

- Какой выход Вы видите из этой ситуации?

На мой взгляд, выход один: необходимо прописать более гибкий механизм ввода оборудования в эксплуатацию. Все знают, в советское время существовало понятие, и оно было нормативно закреплено, «головной образец». Было прописано, что головной образец может вводиться в эксплуатацию, отрабатываться в течение минимум одного года. Сегодня чтобы достичь благой цели ДПМ-2 - модернизации энергетического комплекса с использованием отечественного машиностроительного оборудования - необходимо дать машиностроителям шанс реализовать себя полностью, использовать их инновационные решения. иначе, скорее всего, в проекты ДПМ-2 ограничатся старыми, во многом уже не эффективными решениями.

- Назовите основные направления ваших разработок

- У конструкторской мысли, конечно, рамок нет. Для себя мы определили, что две вещи двигают технику вперед: это новые материалы и новые системы управления. За счет этого достигается повышение параметров свежего пара – температуры, давления, а это, в свою очередь, главный ресурс для повышения КПД, снижения расходов топлива. Системы управления турбин на высоком давлении нам удалось реализовать в проектах для Москвы (Т-295 для ТЭЦ22) и Минска (Тп-115 для Минской ТЭЦ-3).

- Какие цели ставит себе конструкторская служба в 2019 году?

- Мы ставим себе две амбициозные цели. Во-первых, мы хотим принципиально по новому подойти к разработке турбин малой мощности. Это является хорошим сегментом на рынке промышленной генерации. Во-вторых, мы планируем заняться проектами модернизации турбин серии К-300, К-200 с применением современного реактивного облопачивания. Это также очень перспективный рынок: только в России значительное количество таких турбин производства, к примеру, Харькова. По нарастающей эти турбины будут достигать своего паркого ресурса и морального предела по эффективности. Поэтому я предвижу напряженный и интересный год.

Автор: Юлия Булах 
Источник: Газета Уральского турбинного завода «Знамя»

  • Смотрите также: