Закрыть
10 сентября 2018 года Восемьдесят лет вокруг турбин: УТЗ отмечает юбилей
Интервью генерального директора Уральского турбинного завода Игоря Сорочана газете «Энергетика и промышленность России»

За 80 лет УТЗ освоил производство различных типов турбин, многие из которых уникальны в мировом масштабе. Безусловно, этим достижениям предшествовал большой путь. Но во все времена стратегией руководства предприятия было сохранение наиболее важного потенциала – квалифицированных специалистов.

В 1930‑х годах в Свердловске (ныне Екатеринбурге) планировалось строительство электромашиностроительной группы «Уралэлектромаш», и современное АО «Уральский турбинный завод» задумывалось как один из четырех ее участников.

Планы поменялись – к октябрю 1938 г. УТЗ открылся как самостоятельное предприятие. И за 80 лет действительно освоил производство различных типов турбин, многие из которых считаются уникальными в мировом масштабе.

Безусловно, этим достижениям предшествовал большой и непростой путь, на котором отразились экономические и политические события в нашей стране и в мире. Но во все времена стратегией руководства предприятия было сохранение, пожалуй, наиболее важного потенциала производства – квалифицированных специалистов, которые смогли воплотить в реальность все смелые технологические идеи.

Мы побеседовали с генеральным директором Уральского турбинного завода Игорем Сорочаном, который в канун юбилея завода рассказал не только о том, чем сегодня живет, над чем работает предприятие.

– Известно, что половина теплофикационных турбин в РФ и СНГ произведены на УТЗ. Недавно была произведена еще одна – уникальная теплофикационная турбина нового поколения для «Мосэнерго». Расскажите, пожалуйста, подробнее, в чем ее превосходные характеристики?

– Начнем с того, что Москва на 60 % отап­ливается турбинами уральского производства. 19 турбин Т-250 установлены в ПАО «Мосэнерго», и турбина Т-295, уникальная даже по мировым меркам, придет на смену исчерпавшей свой ресурс Т-250. Мы учли многолетний опыт по Т-250, провели исследовательскую работу в сотрудничестве с ведущими отечественными НИИ. Применение новейших методов цифрового моделирования и анализа позволило конструкторам УТЗ увеличить КПД отдельных ступеней нового турбоагрегата до 92 %, а всей установки в целом – до 38 % (в конденсационном режиме). При изготовлении турбины были применены самые передовые материалы, что позволило достичь уникальных для мировой практики показателей надежности, безопасности и эффективности установки.

Т-295 не имеет аналогов. В части тепловой нагрузки она – самая мощная в мире – выдает 385 Гкал в час. Максимальная мощность по сравнению с предшественницей увеличилась на 35 МВт, достигнув 335 МВт. ТЭЦ с такими турбинами рассчитаны на крупнейшие города-миллионники.

При том, что в этих турбинах используется пар с температурой до 563 градусов, уральцы на 50 тысяч часов повысили ресурс этого оборудования – до 250 тысяч часов. Для этого применена сталь с высоким содержанием хрома. Кроме того, уровень шума беспрецедентно низкий, рядом с работающей турбиной можно разговаривать, не повышая голоса.

Мы создали головной образец турбины, которая сможет заменить машины Т-250 и станет ключевым «генератором» тепла и электроэнергии для снабжения крупнейших городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Минска.

– Какие изменения произошли в производстве?

– Сегодня Уральский турбинный завод – компактное предприятие, оснащенное самым современным оборудованием. За последние годы в обновление производственных мощностей было инвестировано почти 2 млрд рублей. Существенно обновлено сварочное и лопаточное производства, закуплены и установлены многофункциональные обрабатывающие центры, модернизированы крупные станки, построены новые сборочные стенды.

Основной вектор развития производства – оптимизация. Мы пошли по пути концентрации производства. К началу 2018 года два турбинных цеха и сборка окончательно переместились в один самый крупный заводской корпус – пятый. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что выстроились два параллельных потока. На одном обрабатываются наиболее крупные детали – корпуса и роторы. На другом – самые разнообразные комплектующие. Проведенные мероприятия по концентрации и оптимизации производственных процессов позволяют значительно упростить внутрипроизводственные логистические связи, что позволяет сократить издержки и затраты производственных процессов.

Отмечу, что модернизация производства обязательно подразумевает выход на новый технологический уровень. Назову несколько примеров: освоена технология орбитальной сварки изделий из титана, выпуск цельнокованых роторов турбин. Также благодаря оснащению завода новыми высокопроизводительными станками с ЧПУ УТЗ освоил выпуск новых типов лопаток, в частности лопаток с цельнофрезерованным бандажом, с диафрагмой с фрезерованными каналами венцового типа. Активно применяются современные материалы для изготовления турбин, речь идет как о специальных сплавах для отливки заготовок, так и использовании специальных составов для покрытий.

– Откуда возникла идея конструирования машин для мусоросжигательных заводов, есть ли уже какие‑то проекты с возможным участием УТЗ и какие перспективы вы видите в этом направлении?

– Хочу отметить, что, по оценке специалистов, в РФ потребуется установка минимум 120 заводов по мусоросжиганию. В ближайшие годы в России заработает пять новых мусоросжигательных заводов, перерабатывающих отходы в электроэнергию: четыре в Московской области, где ситуация с накоплениями мусора наиболее острая, и один в Татарстане. Проект реализует компания «РТ-Инвест», инженер проекта HITACHI Zosen Inova AG. Под эти технические условия нами и была разработана турбина Кп-77–6,8. Это первая российская турбина для мусоросжигательных заводов. Новая машина сконструирована в одноцилиндровом исполнении, обладает мощностью в 75 МВт, что достаточно для энергоснабжения 80 тысяч квартир. В ее основе лежат проверенные в эксплуатации конструктивные решения и современные запатентованные технологии. Получен паспорт на ноу-хау научно-технического вида «Проект технологии Кп-77–6,8 для заводов по термическому обезвреживанию ТБО». Я уверен, что уральские турбины будут способствовать развитию этого вида генерации, а значит, внесут свой вклад в улучшение экологической ситуации в России.

– Уральский турбинный завод в этом году изготавливает оборудование для первых трех отечественных атомных ледоколов нового поколения. Что это за оборудование?

– В 2018 году мы завершили изготовление оборудования для строящихся российских ледоколов нового поколения «Арк­тика», «Урал» и «Сибирь» (оборудование для пилотного ледокола «Арктика» было отгружено в 2015 г. – Прим. ред.). Наше конструкторское бюро, как и все предприятие, провело очень большую работу, чтобы обеспечить выпуск этих машин. С помощью новых инженерных решений и сплавов, компьютерного моделирования и высокоточных расчетов Уральский турбинный завод создал высокоэффективную машину, которая отвечает всем требованиям ледоколов нового поколения – ТНД-17. Турбина выдерживает перегрузки до 6g, работает без вибраций на любых режимах и обладает высокой маневренностью. При этом межремонтный период агрегата достигает 20 лет. Новая судовая турбина УТЗ состоит из 5 тысяч деталей и весит около 70 тонн. Российские ледоколы нового поколения «Арктика», «Сибирь» и «Урал» в настоящее время находятся на различных стадиях строительства на верфях Балтийского завода. Атомоходы поочередно войдут в строй до 2022 года. Головной из них – «Арктика» – планируется к сдаче летом 2019 года.

За 80 лет на электростанции разных стран мира поставлено 907 паровых и 570 газовых турбин общей мощностью более 64 тыс. МВт. В России и других странах СНГ примерно половина установленной мощности теплофикационных турбин приходится на уральские машины. Паровые турбины УТЗ надежно работают в 24 странах.

За свою историю завод создал немало машин, ставших вехами в отечественном энергетическом машиностроении: самую мощную серийную теплофикационную турбину Т-295, наиболее распространенную на территории бывшего СССР турбину Т-100, разнообразные модели турбин для парогазового цикла и силовых установок современных атомных ледоколов.

– Российская энергетика последнее десятилетие активно модернизируется. Реализована программа ДПМ, в настоящее время в отрасли идет активное обсуждение программы ДПМ-штрих. Какое участие в реализации этих программ видит для себя УТЗ?

– Действительно, мы активно участвовали в программе ДПМ. 12 энергоблоков, введенных по ДПМ на российских станциях, оснащены турбинами Уральского турбинного завода (общей мощностью 2,1 ГВт). Из них 9 турбин предназначены для работы в составе парогазовых установок. Это принципиально новые турбины различной мощности, сопряженные с газовыми турбинами Siemens, Alstom, Mitsubishi. Так, паротурбинная установка КТ-146–12,4 надежно работает в составе парогазовой установки ПГУ-410 на Краснодарской ТЭЦ. Станция обеспечила выработку необходимой электроэнергии для спортивных объектов в Сочи во время зимней Олимпиады-2014.

Еще один пример реализации проектов по ДПМ – турбина Т-63 для ПГУ. Энергоблоки, оснащенные турбинами УТЗ, работают в Ижевске, Владимире, Кирове, Екатеринбурге и Нижней Туре (2 блока). В августе на Казанской ТЭЦ-1 (АО «Татэнерго») введен в эксплуатацию энергоблок ПГУ-230 МВт, оснащенный двумя турбинами Кт-46–8,8 УТЗ, спроектироваными на базе технических решений турбины Т-63. Конструкция турбины запатентована и позволяет адаптировать паровую турбину под различные начальные параметры пара на входе в турбину. Не уступая по техническим характеристикам, паровая турбина и турбинное оборудование имеют значительное преимущество перед зарубежными и некоторыми отечественными аналогами в части капитальных затрат на приобретение оборудования. Стоит отметить, что и постгарантийное содержание поставленного оборудования по стоимости жизненного цикла в 2,5 раза дешевле, чем аналогичный показатель зарубежного оборудования.

Сегодня мы стоим на пороге программы ДПМ-штрих. Завод готов активно участвовать в программе модернизации. Более того, мы уже ведем переговоры об этом с рядом генерирующих компаний. Отмечу, что всего в России на необходимость модернизации заявлено 229 единиц генерирующего оборудования установленной мощностью 36 ГВт. Производственные мощности одного только АО «Уральский турбинный завод» составляют 2,5 ГВт в год, а при сравнительно небольших инвестициях легко могут составить 4 ГВт. Это значит, что оте­чественные энергомашиностроители готовы исполнить программу модернизации российской энергетики, но при этом надо понимать, что есть годовые планы, и свою производственную программу мы верстаем минимум на полтора года вперед. Со многими заказчиками мы уже начали обсуждение проектов модернизации установленного оборудования.

Объем инжиниринговых компетенций УТЗ внушительный: с 2012 года выполнено 56 проектов в России, Казахстане, Беларуси, Монголии, Сербии. В ряде этих проектов УТЗ выступил генеральным подрядчиком. Разработаны пакеты модернизации на весь собственный модельный ряд турбин, среди которых Т-250, Т-185, Т-100, Т-50, ПТ-135, ПТ-50, ПТ-25‑3 (4), Р-100, позволяющие продлить ресурс работы оборудования на 200 тыс. часов. Кроме того, завод имеет успешный опыт модернизации турбин других производителей.

Энергоблоки Казанской ТЭЦ-1, введенные в эксплуатацию в августе, – первые в стране, изначально подключенные к системе прогностики состояния оборудования

– Как известно, вы работаете не только в России и странах СНГ, но и сотрудничаете с другими зарубежными клиентами. Расскажите, какие проекты ведете сейчас?

Мы реконструируем мощности главного корпуса Минской ТЭЦ-3. Завод выполняет полнокомплектную поставку оборудования, включая турбину Тп-115 / 130‑12,8, котел, генератор и вспомогательное оборудование. Кроме того, в объем наших обязательств входят проектно-изыскательские и пуско-наладочные работы. В настоящее время мы завершаем изготовление оборудования. Кроме того, полным ходом идут пусконаладочные работы на Гродненской ТЭЦ-2, где мы модернизируем турбину ПТ-60.

В последние годы долгосрочные отношения сложились с энергетиками Казахстана. Так, за последние годы завод изготовил 9 паровых турбин и провел 5 модернизаций для ТЭЦ Астаны, Павлодара, Петропавловска и Усть-Каменогорска. Сейчас мы приступаем к реализации третьего Меморандума о сотрудничестве с Центрально-Азиатской Электроэнергетической Корпорацией («ЦАЭК»). В рамках соглашения Уральский турбинный завод готов принять участие в модернизации трех турбин Т-100 и одной турбины ПТ-135 на объектах АО «ЦАЭК».

– В последние годы вы развиваете новые направления, например цифровизацию турбинного оборудовании. Для чего это необходимо, какие первые результаты уже есть?

– Уральские турбины новых серий изначально оснащаются оборудованием для подключения к интеллектуальной системе прогностики состояния оборудования «ПРАНА». Свежий пример: вышеупомянутые энергоблоки Казанской ТЭЦ-1, введенные в эксплуатацию в августе, – первые в стране, изначально подключенные к системе прогностики состояния оборудования. Оборудование новых парогазовых установок с момента ввода в эксплуатацию в полном составе подключено к системе прогностики ПРАНА, созданной компанией РОТЕК, и благодаря этому надежно защищено от аварий.

Система выявляет тревожные тенденции и отклонения в работе оборудования за 2‑3 месяца до того, как они проявят себя и приведут к инциденту. Исходя из практики применения системы, это снижает убытки от аварий и штрафов за непоставку мощности, а также от затрат на срочную покупку запасных частей и ремонт более чем в два раза. Система ПРАНА делает техническое состояние оборудования объективно измеримым параметром, позволяет контролировать действия персонала и подрядчиков, повышает эффективность и культуру эксплуатации производственных активов.

Планы на ближайшие годы – участие в проектах строительства мусоросжигающих заводов, активное участие в реализации программы ДПМ-2. Планируется принять участие в обновлении парка машин Т-250 в городах-миллионниках

– Успех предприятия зависит от руководства и коллектива квалифицированных специалистов. На чем строится ваша кадровая политика?

– Отмечу несколько направлений. Во-первых, мы уделяем большое внимание профессиональной подготовке кадров. Хорошие результаты принесли программы «Наставничество» и «Кадровый резерв», которые завод реализует с 2010 года. Мы сотрудничаем с Уральским федеральным университетом в рамках целевого обучения конструкторских кадров. Новый импульс партнерству придал учебно-научный центр, открытый на заводе в ноябре 2015 года. Он позволяет проводить как очное, так и дистанционное обучение, включая различные профессиональные вебинары.

Во-вторых, мы обеспечиваем достойную оплату труда – по этому показателю УТЗ является одним из отраслевых лидеров в своем регионе. Это позволяет нам привлекать талантливую молодежь и опытных специалистов на предприятие.

И наконец, очень важным направлением я считаю улучшение условий труда. Мы тратим значительные средства на ремонт раздевалок, душевых, комнат приема пищи. Капитально отремонтировано здание заводоуправления, обновлена кровля всех цеховых корпусов, улучшено освещение, сейчас активно меняем всю систему отопления цехов.

– Какие планы вы ставите на следующий десяток лет? Предстоит ли освоение новых продуктов?

– Безусловно, мы ставим перед собой серьезные задачи. На ближайшие годы – участие в проектах строительства мусоросжигающих заводов, активное участие в реализации программы ДПМ-2 на российском рынке. Планируем принять участие в обновлении парка машин Т-250 в городах-миллионниках, представим заказчикам эффективные предложения по модернизации турбин мощностью 200 и 300 МВт с реактивным облопачиванием.

Расширение рынков сбыта своей продукции – также в наших планах. С этой целью активно участвуем в тендерах на поставку оборудования в Иран, на Кубу. В планах завода реконструкция испытательной станции балансировки роторов. Это очень масштабная задача, я уверен, следующий юбилей мы будем встречать уже с обновленной станцией. Планов на ближайшую десятилетку много, уверен, что наш коллектив с этими планами успешно справится!

Беседовала Ирина Кривошапка

Источник: Энергетика и промышленность России

  • Смотрите также: